Новое в документах

Деятельность комитета по социальной, молодежной политике и трудовым отношениям Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва

 

В состав комитета по социальной, молодежной политике и трудовым отношениям Законодательного Собрания Забайкальского края (далее – комитет) входят:

Аникина Лариса Владимировна – председатель комитета, работает на постоянной основе, Белоногов Сергей Анатольевич и Доржиева Дарима Дагбажалсановна – заместители председателя комитета; члены комитета Дамдинов Цырендоржи Цыбендоржиевич, Колесаев Василий Борисович, Максимов Алексей Константинович, Млачнев Николай Захарович, Никонов Андрей Михайлович.

За время созыва комитетом, в том числе упраздненным комитетом по демографической политике и трудовым отношениям, проведено 135 заседаний, на которых рассмотрено 828 вопросов, из них проектов законов – 149 и 121 постановление Законодательного Собрания края. Из всех принятых законов – 62 базовые. 32 проекта закона края разработано и внесено депутатами комитета. Комитетом проведены 3 депутатских слушания, 7 выездных заседаний, 3 заседания "круглого стола". Рассмотрены и даны ответы на 175 обращений.

Основной задачей комитета в начале созыва было рассмотрение и принятие базовых законов края в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и спорта. В дальнейшем основные направления деятельности комитета дополнены такими направлениям, как охрана семьи, защита прав детей, правовое регулирование величины прожиточного минимума, оплата труда, награды Забайкальского края.

Одной из главных задач социальной политики на современном этапе является поддержка и защита материнства и детства. В целях улучшения демографической ситуации в крае, а также материальной поддержки многодетных семей, проживающих в Забайкальском крае, принят Закон Забайкальского края "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Забайкальском крае". Согласно Закону края многодетным семьям, имеющих в своем составе трех и более детей до восемнадцати лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), предоставляются: ежемесячная денежная выплата в размере 300 рублей на ребенка; ежемесячная денежная выплата на оплату общей площади жилых помещений и коммунальных услуг (отопление, электроэнергия) в размере 30 процентов.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 6 декабря 2010 года в указанный Закон края в сентябре 2011 года были внесены изменения по расширению перечня мер социальной поддержки многодетных семей. Так было предусмотрено в качестве дополнительной меры социальной поддержки введение на территории Забайкальского края краевого материнского (семейного) капитала в виде единовременной выплаты в размере 50 тысяч рублей  в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка (детей) в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2016 года. По данным Министерства социальной защиты населения, в 2012 году данной мерой социальной поддержки воспользовались 1706 забайкальских семей.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" в июле 2012 года прият Закон края, которым установлена дополнительная мера социальной поддержки семьям, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, в виде ежемесячной денежной выплаты в размере величины прожиточного минимума, установленной в Забайкальском крае, в случае рождения (усыновления) после 31 декабря 2012 года третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Вопросам социально-правовой защиты детей и подростков в Забайкальском крае в течение всего созыва комитет уделял пристальное внимание.

С целью стимулирования и социальной поддержки семей, усыновивших и взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2009 году были приняты базовые законы края "О патронате" и "О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей".

Согласно указанным законам края действуют следующие меры поддержки таких семей: ежемесячные денежные выплаты на содержание детей; ежемесячное денежное вознаграждение родителям; ежемесячные денежные выплаты лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее находившимся под опекой (попечительством), достигшим 18 лет и продолжающим обучение по очной форме обучения в общеобразовательных учреждениях; ежемесячное денежное вознаграждение опекуну (попечителю) при устройстве в семью ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, который на момент передачи под опеку (попечительство) относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеет недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

На 01.12.2012 численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Забайкальском крае составила 11796 человек. Принимаемые меры позволили, хоть и незначительно, но сократить число таких детей. Так, в 2009 году число детей указанных категорий составляла 12812 человек, в 2010 году – 11858 человек, в 2011 году – 11857 человек.

При этом большая часть детей находится на воспитании в семьях (под опекой – 5915 детей, в семьях усыновителей – 2000 детей), 1211 детей – на дальнейшем обучении в учреждениях профессионального образования, 2670 детей – в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С целью изучения вопроса реализации указанных законов края депутатами, членами комитета в июне 2011 года было проведено заседание "круглого стола" на тему "Социально-правовая защита детей и подростков в Забайкальском крае".

Участниками заседания "круглого стола" было рекомендовано Законодательному Собранию Забайкальского края выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по внесению изменений в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части установления запрета на отчуждение жилого помещения, полученного ребенком-сиротой в соответствии с действующим законодательством, в пятилетний период после его получения. Законодательное Собрание края обратилось с такой инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в июне 2011 года. Законодательная инициатива Законодательного Собрания края была в числе подобных инициатив многих законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и хотя поддержки в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации не получила, активные действия субъектов подвигли Государственную Думу к принятию Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который вступил в силу с 1 января 2013 года. Данный Федеральный закон установил принципиально новый порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: гражданам, относящимся к указанной категории в установленном порядке будут однократно предоставляться благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма.

В 2012 году на мероприятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлено 126,1 млн рублей (средства бюджета Забайкальского края – 50,9 млн рублей, федерального бюджета – 75,2 млн рублей), что на 11 млн рублей больше чем в 2011 году.

Кроме того, в 2012 году из бюджета края выделялись средства на исполнение судебных решений о компенсации денежными средствами взамен предоставления жилья, объем которых составил 137,5 млн рублей. В 2011 году таких средств было выделено 56 млн 143,2 тыс. рублей.

В бюджете края в 2013 году на приобретение и строительство жилья для детей-сирот предусмотрено 400 млн рублей, из федерального бюджета предполагается выделение 180 млн рублей.

На 01.01.2013 обеспечены жилыми помещениями 218 детей-сирот, 126 лиц из числа детей-сирот в судебном порядке взыскали денежные средства из казны Забайкальского края. По прогнозным данным право на получение жилья в 2013 году будет реализовано у 344 детей-сирот (в 2010 году получили жилье 215 детей-сирот и 17 человек получили денежную компенсацию, в 2011 году получили жилье  207 детей-сирот и 54 человека получили денежную компенсацию).

По состоянию на 01.01.2013 в Забайкальском крае в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоит 9802 лиц данной категории, из них достигших возраста 18 лет – 3092 человека.

В октябре 2011 года во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 7 января 2011 года внесены изменения в Закон края в части установления права проведения капитального ремонта жилых помещений, находящихся в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, за счет средств бюджета Забайкальского края.

Отсутствие возможностей у несовершеннолетних граждан, не имеющих достаточного уровня образования и квалификации, самостоятельно найти постоянную работу приводит к росту асоциальных явлений в молодежной среде.

Анализ статистических данных свидетельствует о негативной ситуации, сложившейся в Забайкальском крае с занятостью несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет. В последние годы наблюдается устойчивая динамика роста подростковой преступности. Низкий уровень материального обеспечения семей с детьми, безнадзорность толкают подростков на совершение краж, грабежа, разбоя. Существенное влияние на криминогенную обстановку оказывают несовершеннолетние граждане, не занятые учебой или трудом: среди участников преступлений их более 14 процентов.

Одним из способов решения данной проблемы на уровне края является реализация закона края "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий несовершеннолетних граждан", который позволяет органам государственной власти регулировать вопросы трудоустройства несовершеннолетней молодежи, тем самым защищая эту нуждающуюся в социальной поддержке группу населения. Указанный Закон края был инициирован депутатами – членами комитета.

В целях установления мер, направленных на предупреждение причинения вреда здоровью детей, определения нормативов распространения продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет, а также в целях установления перечня мест, где не допускается нахождение детей в возрасте до 17 лет в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их замещающих), депутатами – членами комитатом был разработан и Законодательным Собранием принят Закон Забайкальского края "О защите нравственности и здоровья детей в Забайкальском крае".

В целях поддержки малоимущих семей, имеющих детей, комитетом был рассмотрен и рекомендован к принятию Законодательным Собранием края Закон Забайкальского края "Об обеспечении бесплатным питанием детей из малоимущих семей, обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Забайкальского края, и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края отдельным государственным полномочием по обеспечению бесплатным питанием детей из малоимущих семей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Забайкальского края".

С целью изучения вопроса реализации указанного Закона края депутатами – членами комитета в мае 2010 года были проведены депутатские слушания по вопросу "Об организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях Забайкальского края".

Участниками депутатских слушаний было рекомендовано Законодательному Собранию Забайкальского края разработать и принять закон края, предусматривающий увеличение финансовых средств, направляемых на обеспечение бесплатным питанием каждого обучающегося из малоимущей семьи на один учебный день, с шести рублей до двенадцати.

В течение 2010 года депутатами комитета были разработаны и приняты Законодательным Собранием края соответствующие законы края о поэтапном увеличении суммы с шести до десяти рублей на каждого ребенка с 1 января 2011 года, с десяти до двенадцати рублей – с 1 января 2012 года.

За весь период созыва комитетом проводилась большая работа по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере установления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. В феврале 2009 года комитетом был рекомендован к принятию Закон Забайкальского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае", установивший меры социальной поддержки ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, а также отдельным категориям граждан, работающих (работавших) в организациях, финансируемых из бюджета Забайкальского края и бюджетов муниципальных образований, проживающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках).

В апреле 2011 года совместными усилиями депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края, Правительства Забайкальского края и  Прокуратуры Забайкальского края был разработан и Законодательным Собранием принят Закон края, которым внесены изменения в действующий Закон края в части реализации права педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) на предоставление мер социальной поддержки по оплате отопления, осуществляемого при помощи электрокотлов.

По инициативе депутатов – членов комитета принят в июне 2011 года закон края, которым были внесены изменения в указанный Закон края в части увеличения ежемесячной денежной выплаты труженикам тыла с пятисот рублей до шестисот рублей с учетом индексации. Помимо этого, в мае 2012 года внесены изменения в части осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011–2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельскую местность.

Правовое регулирование величины прожиточного минимума – одно из направлений деятельности комитета за время первого созыва. Приняты законы Забайкальского края об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Забайкальском крае на 2010 год, 2011 год, 2012 год, 2013 год.

Данные законы края разработаны с целью установления права на получение социальной доплаты пенсионерам, доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной в Забайкальском крае на соответствующий финансовый год.

При рассмотрении проекта закона края "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Забайкальском крае на 2010 год" депутатами – членами комитета была проведена большая работа. Данный проект закона края неоднократно рассматривался депутатами на комитете, обсуждался Советом Законодательного Собрания края. В результате сумма величины прожиточного минимума пенсионера в Забайкальском крае, предложенная проектом закона края, была увеличена с 4 437 рублей 95 копеек до 4 725 рублей. На 2013 год величина прожиточного минимума пенсионера в Забайкальском крае установлена в размере 6 110 рублей.

Одно из важных направлений работы комитета стало участие в создании правовой базы, направленной на повышение качества жизни пожилых граждан и инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке. Впервые в Забайкальском крае в целях улучшения положения пожилых граждан был принят Закон Забайкальского края "О приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов в Забайкальском крае". Закон определяет круг лиц, имеющих право создать приемную семью, основные принципы создания приемных семей, устанавливает размер ежемесячной денежной выплаты (3 тысячи рублей) лицу, создавшему приемную семью и направлен на профилактику социального одиночества. Созданные приемные семьи находятся под строгим патронатом социальных работников.

По данным Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, с момента реализации Закона края на территории края в приемные семьи были устроены 26 мужчин и 49 женщин преклонных лет и 10 мужчин и 4 женщины, имеющих инвалидную группу, но не достигших пенсионного возраста.

Правовая защита незащищенных категорий граждан – одно из направлений работы комитета.

Проблема социальной реабилитации лиц без определенного места жительства в Забайкальском крае, как и в целом по России, в последние годы стала крайне острой: число лиц, утративших социальные связи в результате потери работы, стабильного источника средств существования, значительно возросло. Лица без определенного места жительства и лица, занимающиеся бродяжничеством, относятся к одной из дезадаптированных групп низкого социального статуса, которая требует внимания со стороны государства. Данная категория лиц усугубляет криминогенную и эпидемиологическую ситуацию, так как именно в этой группе населения наиболее широко распространены такие социальные пороки, как преступность, наркомания, алкоголизм, а также высокий уровень заболеваемости туберкулезом, венерическими и другими социально опасными заболеваниями. В какой-то мере эту проблему предполагается решать, реализуя Закон края "О социальной реабилитации лиц без определенного места жительства в Забайкальском крае", который определяет основные задачи и принципы индивидуальной реабилитации граждан: предоставление временного приюта в государственных учреждениях социального обслуживания, помощь в восстановлении утраченных документов, оказание психологической помощи, содействие в трудоустройстве или пенсионном обеспечении, юридическая помощь. Кроме того, законом предусмотрено, что женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет, а также инвалидам, нуждающимся в постоянной или временной помощи, предоставляется жилая площадь в специализированных государственных учреждениях, которые занимаются обслуживанием лиц без определенного места жительства.

Большую работу комитет проделал при подготовке проекта закона Забайкальского края "Об оплате труда работников учреждений, финансируемых из бюджета Забайкальского края", а также возможным последствиям реализации новой системы оплаты труда на территории края. Комитетом была образована рабочая группа, с учетом предложений которой проект закона края был принят в первом чтении. В целях подготовки к рассмотрению закона во втором чтении был составлен план мероприятий, в обсуждении активное участие приняли комитеты Законодательного Собрания края, представительные органы муниципальных районов и городских округов. С учетом всех предложений было принято принципиальное решение –  установить поэтапное введение новой системы оплаты труда и предусмотреть возможность одновременного применения как старой, так и новой системы оплаты труда до 1 января 2011 года.

В целях поощрения трудовых коллективов и граждан за заслуги перед Забайкальским краем и заслуги в становлении и совершенствовании законодательства Забайкальского края, комитетом была проведена большая работа по разработке и рассмотрению Закона Забайкальского края "О внесении изменений в Закон Забайкальского края "О наградах в Забайкальском крае", которым предлагается дополнить перечень наград высших органов государственной власти Забайкальского края медалью Законодательного Собрания Забайкальского края "Знак Почета", Благодарственным письмом Законодательного Собрания Забайкальского края и Почетной грамотой Законодательного Собрания Забайкальского края.

На 1 января 2013 года медалью Законодательного Собрания Забайкальского края "Знак Почета" награждено 24 человека, Благодарственным письмом Законодательного Собрания Забайкальского края – 58, Почетной грамотой Законодательного Собрания Забайкальского края – 40 человек.

Важной частью работы комитета являлось осуществление контрольной деятельности по вопросам ведения комитета, чаще всего, в рамках проводимых комитетом заседаний. Вопросы реализации отдельных законов края рассматривались комитетом непосредственно на местах: в учебных, лечебных учреждениях, учреждениях культуры края.

Комитетом одним из первых была апробирована такая форма работы как селекторное совещание.

В 2011 году комитетом подготовлено и проведено селекторное совещание с руководителями представительных органов муниципальных районов и городских округов по теме "Дошкольное образование в Забайкальском крае. Проблемы и возможные пути их решения", в котором приняли участие специалисты Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, председатели Советов и специалисты по делам молодежи десяти районов края, которые предоставили депутатам оперативную информацию о том, сколько детей охвачено дошкольным образованием, сколько ожидают своей очереди в детские сады и какие меры принимаются к тому, чтобы эту очередь сократить.

За период с 2009 по 2012 годы в крае стали развиваться негосударственные формы устройства детей дошкольного возраста:

в 2009 году было всего 2 частных детских сада в г. Чите, к концу 2012 года таковых стало уже 14: в пгт Агинское, г. Краснокаменске, в п. Оловянная;

появились семейные группы: в 2009 году – одна в г. Борзя, к концу 2012 года – 12 семей на 36 мест: Могойтуский район занимает среди всех районов первое место по открытию такой формы (ежегодно формируются такие группы), районы, в которых открываются данные формы устройства детей: Шилкинский, Чернышевский, Оловяннинский, Приаргунсикй;

получили развитие центры игровой поддержки, к концу 2012 года было открыто таких центров на 140 мест;

к концу 2012 года образовалась 81 группа кратковременного пребывания детей на 989 мест;

к концу 2012 года открыты консультативные пункты на 127 мест;

получает развитие совершенно новая форма дошкольного образования детей с проблемами развития – лекотека, пока в крае открыто три на 20 мест.

За период с 2011 по 2012 годы произошло сокращение очереди нуждающихся в каком-либо дошкольном устройстве на 3 тыс. детей (в 2011 году количество нуждающихся составляло 29752 человека, в 2012 году – 26595 человек).

Вопрос обеспеченности детей дошкольным образованием продолжает стоять на особом контроле комитета.

За период деятельности Законодательного Собрания Забайкальского края комитет активно использовал такую форму работы как проведение заседания "круглого стола".

В мае 2012 года в п. Дарасун Карымского района в муниципальном учреждении культуры "Библиотечно-досуговый центр городского поселения "Дарасунское" комитетом проведено заседание "круглого стола" по вопросу "О ходе выполнения краевой долгосрочной целевой программы "Культура Забайкалья (2010–2014 годы)" в части развития клубных учреждений" с целью определения необходимости разработки подпрограммы краевой целевой долгосрочной программы "Культура Забайкалья (2010–2014 годы)", направленной на развитие материально-технической базы муниципальных культурно-досуговых учреждений.

Посещение клубных учреждений в селах Шишкино, Засопка и Александровка Читинского района, п. Дарасун Карымского района позволило изучить ситуацию, сложившуюся с материально-техническим обеспечением культурно-досуговых учреждений края. Недостаточное финансирование мероприятий краевой целевой долгосрочной программы "Культура Забайкалья (2010–2014 годы)", утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 22 сентября 2009 года № 360, вызвало потребность в разработке и утверждении подпрограммы, направленной на развитие сельских клубов, улучшение их материально-технической базы: проведение ремонтных работ, оснащение клубными креслами, звуковым, световым и сценическим оборудованием.

В октябре 2012 года комитетом проведено заседание "круглого стола" по вопросу "Реализация проекта "Школьное молоко" на территории Забайкальского края" с целью изучения вопроса реализации проекта на территории муниципального района "Нерчинский район", определения проблем при реализации и  изыскания возможности распространения опыта одного района на территории Забайкальского края.

По итогам проведения заседаний "круглых столов" по предложению комитета постановлением Законодательного Собрания Забайкальского края от 19.12.2012  № 419 "О проекте закона Забайкальского края "О бюджете Забайкальского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" было рекомендовано Правительству Забайкальского края в процессе исполнения бюджета края в 2013 году предусмотреть увеличение расходов на выполнение мероприятий в части развития материально-технической базы муниципальных культурно-досуговых учреждений краевой долгосрочной целевой программы "Культура Забайкалья (2010–2014 годы)", а также на реализацию мероприятий по направлению "Школьное молоко" в рамках краевой долгосрочной целевой программы "Совершенствование организации школьного питания в Забайкальском крае".

 

скачать

Календарь

  • Январь
  • Февраля
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • `21
  • `22
  • `23
  • `24
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
29
3031
ответы на вопросы
Законодательное Cобрание в Законодательное собрание в telegram Законодательное собрание в VK Законодательное собрание в Одноклассниках

КАРТА САЙТА