РЕШЕНИЕ
выездного заседания комитета по бюджетной и налоговой политике Законодательного Собрания Забайкальского края по вопросу "О реализации Закона Забайкальского края "О нормативах финансового беспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в униципальных общеобразовательных учреждениях" в муниципальном районе "Петровск-Забайкальский район"
5 апреля 2012 года г. Петровск-Забайкальский
Заслушав и обсудив информацию начальника контрольно-ревизионного отдела управления финансово-экономической работы, учета и контроля Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края О.А. Васильевой, председателя комитета по образованию, делам молодежи и детства администрации муниципального района "Петровск-Забайкальский район" И.Г. Бянкина, председателя комитета образования, по делам молодежи и детства администрации городского округа "Город Петровск-Забайкальский" Н.Л.Островского, председателя комитета образования администрации муниципального района "Хилокский район" Н.В. Калашниковой, председателя Совета муниципального района "Красночикойский район" А.А. Шекунова, руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений и других выступающих, комитет по бюджетной и налоговой политике Законодательного Собрания Забайкальского края отмечает следующее.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, к 2012 году установлен целевой ориентир развития форм финансирования образовательных учреждений, позволяющих сконцентрировать государственные финансовые средства на цели опережающего развития и структурных изменений в системе образования, перевода всех учреждений общего образования на нормативное подушевое финансирование.
Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций муниципальным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов Российской Федерации.
В связи с этим на территории Забайкальского края принят и действует с 1 января 2012 года Закон Забайкальского края от 23 декабря 2011 года №612-ЗЗК "О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях" (далее – Закон края). Указанным Законом края установлен принцип подушевого финансирования образовательной деятельности для всех муниципальных общеобразовательных учреждений края, нормативы финансового обеспечения в суммовом выражении с учетом повышения заработной платы учителей до уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций в целом по экономике Забайкальского края (18 675,2 тыс. рублей).
Нормативы складываются из нормативов расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений и нормативов расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов). Норматив финансового обеспечения расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) составляет 3 процента от нормативов финансового обеспечения расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений.
Нормативы финансового обеспечения определяются в соответствии с учебными планами по типам муниципальных общеобразовательных учреждений, зависят от численности постоянного населения, проживающего в населенном пункте, в котором расположено учреждение. Зависимость фактического финансирования на одного обучающегося от численности населения выявлена в результате мониторинга. Вместе с тем в Законе края не учтены нормативы финансового обеспечения по обучающимся в школах-интернатах, расположенных в поселках городского типа.
Для постепенного перехода на подушевой принцип финансирования Законом края предусмотрен переходный период с 2012 года по 2014 год, в течение которого рассчитанный объем субвенций будет корректироваться относительно объема, предусмотренного в 2011 году.
Объем субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях на 2012 год рассчитан в размере 5 814 909,0 тыс. рублей, в том числе расходы на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений составят 5 628 939,1 тыс. рублей, расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) – 185 969,9 тыс. рублей.
Однако в соответствии с Законом Забайкальского края "О бюджете Забайкальского края на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов" субвенции на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования на 2012 год предусмотрены в размере 5 480 370,0 тыс. рублей, в том числе на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений 5 427 439,1 тыс. рублей.
Комитет по бюджетной и налоговой политике Законодательного Собрания Забайкальского края РЕШИЛ:
1. Информацию начальника контрольно-ревизионного отдела управления финансово-экономической работы, учета и контроля Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края О.А. Васильевой, председателя комитета по образованию, делам молодежи и детства администрации муниципального района "Петровск-Забайкальский район" И.Г. Бянкина, председателя комитета образования, по делам молодежи и детства администрации городского округа "Город Петровск-Забайкальский" Н.Л. Островского, председателя комитета образования администрации муниципального района "Хилокский район" Н.В. Калашниковой, председателя Совета муниципального района "Красночикойский район" А.А. Шекунова, руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений и других выступающих принять к сведению.
2. Рекомендовать Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, учитывая необходимость повышения уровня знаний педагогических работников в связи с модернизацией и инновационным развитием системы образования Российской Федерации, рассмотреть вопрос о возможном включении затрат на повышение квалификации педагогических работников в расчет норматива подушевого финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений Забайкальского края.
3. Рекомендовать Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края совместно с Министерством финансов Забайкальского края и органами местного самоуправления рассмотреть вопрос о финансировании с 2013 года расходов на содержание интернатов при муниципальных общеобразовательных учреждениях в рамках установленных законодательством полномочий за счет соответствующих бюджетов.
4. Рекомендовать Министерству финансов Забайкальского края:
предусмотреть в бюджете края на 2012 год расходы для предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования из расчета календарного года (12 месяцев);
своевременно направлять местным бюджетам субвенции для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях, в том числе на финансирование расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов).
5. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов:
обеспечить выполнение Закона Забайкальского края "О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях" с учетом объективной необходимости оптимизировать общеобразовательные учреждения, принимая во внимание опыт учреждений, применяющих нормативно-подушевое финансирование на базе пилотных проектов;
разработать нормативный правовой акт, утверждающий методику распределения субвенций на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования для каждого общеобразовательного учреждения, с применением поправочных коэффициентов, учитывающих особенности этих учреждений.
6. Комитету по бюджетной и налоговой политике Законодательного Собрания Забайкальского края рассмотреть в порядке контроля исполнение Закона Забайкальского края от 23 декабря 2011 года № 612-ЗЗК "О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях" по итогам 2012 года.