Новое в документах

Государственная политика и местное самоуправление 07 августа

Почему портфель толстый?

Почему портфель толстый?

По количеству рассмотренных законопроектов с комитетом по государственной политике и местному самоуправлению не может конкурировать ни один другой парламентский комитет. О причинах этого явления и некоторых законодательных новациях, которые пойдут в "зачет" депутатам первого созыва, мы беседуем с главой комитета СЕРГЕЕМ ТРОФИМОВЫМ.

- Сергей Борисович, сколько же законопроектов депутаты вашего комитета обсудили и рекомендовали к принятию за весь первый созыв?

- Законопроектов – 324, более 70 из них базовые, а всего через наш комитет прошло свыше семисот различных документов и вопросов. Это почти треть из числа всех документов, которые находились на площадке Законодательного Собрания.

- Чем можно объяснить ваше «чемпионство» и тот факт, что законодательный портфель вашего комитета - самый толстый?

- Причины здесь кроются, я считаю, прежде всего, в особенностях общественных преобразований и в том, что очень стремительно меняется федеральное законодательство. Идет политическая реформа в стране - значит, и на местах приходится менять правила игры: корректировать, а то и заново разрабатывать законы, которые регулируют избирательные процессы. Руководство страны принимает решение уйти от практики назначения губернаторов – регионы своими законами подтверждают: да, мы возвращаемся к прямым, всенародным выборам. Продолжается реконструкция в системе местного самоуправления – мы, вслед за федеральными инициативами, переписываем соответствующие краевые законы. Сколько за прошедшие 4 года мы приняли, например, законов о наделении органов местного самоуправления новыми полномочиями, сходу и не подсчитаешь.

Наше, как вы говорите, «чемпионство» объясняется еще и тем, что Законодательное Собрание Забайкальского края начало свою работу, образно говоря, с «чистого листа». Нашей задачей было органично объединить, синхронизировать правовую базу бывшей Читинской области и Агинского Бурятского округа. Важно было сохранить всё рациональное, ценное с законодательной точки зрения и без сожаления расстаться с тем, что уже не способствовало движению вперед.

- Что нового появилось в региональном законодательстве после объединения?

- Законодательных новаций достаточно много. Например, в наш основной закон - Устав Забайкальского края впервые  были введены положения о ежегодном отчете губернатора края перед Законодательным Собранием. Также впервые была закреплена норма о ежегодном послании главы региона к Законодательному Собранию. Ни в области, ни в округе такой практики до объединения не было. В Уставе также появилась отдельная статья об особом статусе Агинского Бурятского округа. Одна из основных форм поддержки особого статуса бывшей автономии выразилась в создании Собрания представителей округа - консультативно-совещательного органа, который - нельзя это не отметить - за время своей работы показал свою эффективность и как инициатор многих интересных и нужных законодательных инициатив, и как чуткий барометр социально-экономической ситуации в округе.

Еще один барометр социального самочувствия – краевая Общественная палата. Закон об этом совещательном органе был принят Законодательным Собранием в конце 2009 года, а весной 2010-го палата начала работу. Одна из ее функций - экспертиза социально значимых законопроектов и общественный контроль за качеством решений, принимаемых как законодательной, так и исполнительной властью региона. Прежде представители общественности таких полномочий не имели, теперь же это – норма закона….

Вообще, 2009 год для нас, как законодателей, был очень продуктивным, а с точки зрения усиления позиций гражданского общества – даже историческим. Ведь мы приняли тогда еще и краевой закон «Об уполномоченном по правам человека», учредив тем самым новый для региона институт государственной правовой защиты. А через год с небольшим было принято еще одно не менее значимое законодательное решение - учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка. Также совершенно новой, но очень ответственной службы, которая призвана быть защитницей детей во всех юридических коллизиях. В июле 2013 года, на финальной сессии парламента, мы приняли отдельный закон о детском омбудсмене, и с января будущего года эта должность в крае станет независимой, а у Уполномоченного по правам ребенка будет свой штат и бюджет.

К новшествам могу отнести, например, и то, что в 2012 году политические партии, не представленные в нашем Законодательном Собрании, впервые приняли участие в пленарном заседании, получив тем самым трибуну для публичного выступления и озвучивания своих стратегий и предложений. Впредь такие встречи станут ежегодными, это полноценная законодательная норма, которая отражена в регламенте работы краевого парламента.

- Сергей Борисович, а как Вы оцениваете работу комитета в сфере вопросов, касающихся местного самоуправления?

- Это тоже очень объемный блок работы нашего комитета. В этой сфере были приняты законы, регулирующие, например, процессы прохождения муниципальной службы, вопросы, связанные с осуществлением полномочий депутатами и выборными должностными лицами. Целая серия законов касалась наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями. Проведена работа, связанная с формированием реестра должностей муниципальной службы, ведением на местах регистра правовых актов. Законодательно мы определили порядок взаимодействия органов госвласти края с Советом муниципальных образований и так далее. Конечно же, я не стану перечислять все правовые решения, связанные с местным самоуправлением.

Важнее, на мой взгляд, сказать о другом. Сегодняшняя модель местного самоуправления, как мне видится, построена на представлении о том, что разделение полномочий – это не динамический процесс, а определенный статический результат, которого можно достичь волевым усилием и оформить законодательно. Но если мы хотим видеть в местном самоуправлении все-таки самостоятельный институт, способный решать не только сиюминутные, но и перспективные вопросы жизнедеятельности населенных пунктов, то кроме многочисленных полномочий государство обязано передать местной власти и ресурсы для их исполнения. В конце марта по линии межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» я принял участие в работе Координационного совета по местному самоуправлению. Так вот, по оценкам экспертов, для того чтобы муниципалитеты страны качественно выполняли вопросы местного значения, в их бюджеты необходимо влить в общей сложности 2 триллиона рублей!

- Денег всегда бывает мало…

- Да, но местному самоуправлению сегодня, как выразилась однажды иркутский спикер Людмила Берлина, «и плакать не разрешают, и есть не дают». Глава Правительства РФ Дмитрий Медведев признал, что его поручение, данное органам государственной власти изыскать 1 триллион рублей на поддержку местного самоуправления, к сожалению, не удалось исполнить. Мы реалисты и прекрасно понимаем, что такой суммы и в обозримом будущем мобилизовать не удастся. Между тем, решать поставленные задачи мы обязаны.

- Каким образом?

- Искать новые источники доходов в местные бюджеты. У нас, кстати, на этот счет есть положительный опыт. Во многом благодаря инициативе Законодательного Собрания края, подготовленной при участии городских депутатов, Госдума в конце 2012 года приняла закон, перераспределяющий доходы федерального бюджета в пользу регионов и муниципалитетов. Причем наш законопроект изначально предусматривал лишь зачисление в местные бюджеты штрафов за несоблюдение правил благоустройства на территории поселения или городского округа. Ко второму чтению в документ был дополнительно внесён блок правительственных поправок, которые в целом по стране гарантируют местным бюджетам в 2013 году более 50 миллиардов рублей. Это, конечно, не обещанный триллион, однако даже в этом случае при стопроцентной собираемости штрафов только по двум статьям (нарушение правил благоустройства и невыполнение в срок предписаний контролирующего органа) закона края «Об административных правонарушениях» город Чита может ежегодно рассчитывать на сумму примерно в 2 миллиона рублей. Есть стимул у муниципалитета активнее работать с нарушителями правил благоустройства и добиваться максимального взыскания штрафов? Конечно. И это правило должно действовать всегда и везде. Сегодняшний механизм распределения доходов очень далек от идеала. Поэтому именно этот путь мне представляется наиболее перспективным. Пока муниципалитеты живут с вечно протянутой рукой, о реальном и дееспособном самоуправлении на местах можно только мечтать.

 

Справка. В действующем составе комитета работает десять депутатов. Председатель (на профессиональной основе) – Трофимов С.Б., заместитель председателя – Канунникова К.В., члены комитета – Долгов Г.М., Кон Ю.М., Ляхов Ю.И., Никонов Ю.Н., Сутурин С.В., Тюрюханов Д.Н., Циношкин Г.М., Цыренов Ц.Б.

 

Календарь

  • Январь
  • Февраля
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • `10
  • `11
  • `12
  • `24
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
56
7
891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
ответы на вопросы
Законодательное Cобрание в Законодательное собрание в telegram Законодательное собрание в VK Законодательное собрание в Одноклассниках

КАРТА САЙТА