Новое в документах
15 ноября 2024 4879.46 Кб
О внесении изменений в отдельные законы Забайкальского края
15 ноября 2024 43.5 Кб
15 ноября 2024 39.59 Кб
15 ноября 2024 40.33 Кб
О внесении изменений в отдельные законы Забайкальского края
15 ноября 2024 85.05 Кб
Председатель Законодательного Собрания 24 августа
Эколого-ориентированные мероприятия нельзя рассматривать как затратные, не приносящие дохода, поскольку они направлены на предотвращение будущих экологических катастроф
Председатель Законодательного Собрания Забайкальского края Наталья Жданова выступила на пленарном заседании IV Международного форума "Байкальский диалог".
В одном из своих недавних посланий Федеральному Собранию Владимир Путин заявил, что нашим ориентиром должны стать высокие экологические стандарты развития, а вопросам экологии, экологического оздоровления территорий следует уделить самое пристальное внимание.
В этом с Президентом не согласиться нельзя, ведь сегодня очевидно, что качество жизни людей не может быть обеспечено одним лишь ростом экономических показателей без сохранения пригодной для проживания природной среды. Необходим баланс между экономической, экологической и социальной сферами. Данная стратегическая цель закреплена в утверждённых Президентом в 2012 году Основах государственной политики в сфере экологического развития страны. У России, обладающей богатейшим ресурсным потенциалом, все условия для нахождения такого баланса есть.
Необходимо отметить рост общественного внимания к вопросам экологии, активизацию исследовательского интереса в данной сфере. В последние годы крупнейшие эксперты совместно с бизнес-сообществом провели масштабную работу по анализу природоохранного законодательства на предмет соответствия требованиям современности. Было выявлено большое количество т.н. "абсурдов", пробелов, противоречий, нестыковок в понятийном аппарате и т.д.
Результатом проведенной работы стало появление документа под названием "Экологическая промышленная политика", проекта Экологического кодекса и ряда других документов. Полагаю, что их изучение будет способствовать нашей дальнейшей работе по совершенствованию природоохранного законодательства России и регионов. Отмечу, что в Забайкальском крае и на уровне органов власти, и на уровне научных организаций также имеются серьезные наработки, достойные самого пристального внимания. В частности, недавно в Законодательное Собрание поступил ряд интересных предложений от Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН. Они касаются возрождения экологических фондов, внедрения новых технологий утилизации и переработки отходов, механизмов участия государства в стратегически важных отраслях добывающей промышленности и т.д. Данные предложения будут нами тщательно изучены, при необходимости будут подготовлены соответствующие изменения в действующие нормативные правовые акты.
Однако хотелось бы обратить внимание и на другую смежную проблему. Деятельность по сохранению природной среды, разработке экологических программ и их финансированию, безусловно, должна вестись в контексте долгосрочной программы развития региона. Мы должны более-менее четко понимать то место, которое Байкальский регион занимает в стратегии дальнейшего социально-экономического развития России. Пока же с сожалением констатируем, по крайней мере, на примере Забайкальского края, некоторую неопределенность в отношении будущего нашего региона.
В частности, отсутствует нормативно-правовая база, устанавливающая особый режим ведения экономической деятельности на приграничных территориях, хотя потребность в этом имеется. Мы не попали в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации". Перспективы принятия разработанного Советом Федерации проекта федерального закона "Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона" не ясны. В июне на заседании Парламентской ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье" в Якутске этот проект всесторонне обсуждался. Все признают необходимость его принятия, но есть очень много вопросов, главный из которых – отсутствие источника финансирования. На ускоренное развитие макрорегиона нужны колоссальные средства, пока же мы наблюдаем сокращение поддержки из федерального бюджета. Понятно, что у этого есть и объективные причины, они известны, но именно поэтому проекты пока остаются проектами.
Или вопрос газификации. Несмотря на некоторые подвижки в этой теме, наличие прогресса в переговорах с ОАО "Газпром", огорчает, что во главу угла (и представители компании этого не скрывают) все-таки ставится рентабельность, прибыльность данного проекта для самой корпорации. Малое количество потенциальных потребителей пока не позволяет решить вопрос газификации положительно. Но для нас – жителей региона – доступ к недорогому газу имеет принципиальное, жизненно важное, значение. Газификация даст толчок развитию промышленности, будет способствовать закреплению населения в регионе, и, что важно, значительно улучшит экологическую ситуацию. В крае уровень загрязнения воздуха очень высокий и это во многом связано с тем, что для отопления у нас в основном используется уголь – самый грязный из известных видов топлива. Вопрос газификации мы будем лоббировать и дальше, и просим всех оказывать нам в этом всяческую поддержку.
Существенной проблемой является возрастающий объем промышленных отходов и отходов потребления. Только 0.7 % отходов в крае используется. Остальное копится. Край нуждается в серьезной модернизации отрасли утилизации и переработки отходов, и хотя необходимая нормативная база существует, перелома в этом вопросе не происходит.
Представляется необходимым уже сейчас выработать комплексные подходы к решению данной проблемы, и, если потребуется, внести изменения в действующее законодательство. Специализация нашего региона исторически основана на добыче полезных ископаемых. Этим определяется специфика большинства существующих инвест-проектов. В основном это проекты по разработке новых месторождений, по переработке руды или леса. И в случае успешной реализации этих проектов антропогенная нагрузка на экосистему увеличится кратно. К тому времени действенные механизмы уже должны быть отработаны.
При этом, эколого-ориентированные мероприятия нельзя рассматривать как затратные, не приносящие дохода, поскольку они направлены на предотвращение будущих экологических катастроф, затраты на которые на порядок превышают затраты на превентивные меры. Здесь, конечно, требуются какие-то новые подходы, меняющие практику, когда охрана природы финансируется по остаточному принципу.
Та же ситуация с загрязнением воды и атмосферы. Все еще не созданы эффективные механизмы стимулирования предприятий модернизировать свое производство. Яркий пример: Забайкальская теплогенерирующая компания – ТГК-14 – ежегодно платит в федеральный бюджет по 30 млн. рублей за использование воды из находящегося в черте нашего города оз.Кенон. За выбросы компания также платит несколько десятков миллионов, которые по нормативам распределяются между федерацией, краем и городом. Но само предприятие не получает стимула к совершенствованию производства. Знаю, что на уровне Правительства края прорабатываются некоторые предложения. Полагаю, что следует активизировать эту работу. Наш законодательный орган со своей стороны готов подключиться и оказать необходимую поддержку, в том числе и обращаться к нашим коллегам на федеральном уровне.
В текущем году край сильно пострадал от лесных пожаров. Чрезвычайная ситуация выявила ряд изъянов как организационного плана, так и в сфере нормативного регулирования. Например, без должного внимания оказались степные пожары. Отчасти проблема связана с не вполне удовлетворительной работой региональных органов. Но выявились и серьезные проблемы взаимодействия с федеральными структурами: начиная от вопросов финансирования и заканчивая технической поддержкой. Информирую, что в целях системного изучения проблемы и разработки мер, исключающих повторение ситуации, в апреле Законодательным Собранием была образована комиссия по расследованию причин пожаров. Окончательные выводы еще не сделаны, но работа ведется очень активно. Итоговое заключение должно быть готово к ближайшей сессии.
С удовлетворением хочу отметить возросшую активность граждан и общественных организаций в сфере защиты окружающей среды, в т.ч. профилактике пожаров, их тушении, в восстановлении леса и его очистке от мусора. Если бы не бескорыстная и самоотверженная помощь неравнодушных граждан, ситуация с пожарами в крае была бы намного хуже.
С этого года на территории края начало работу региональное отделение общероссийской общественной экологической организации "Зеленая Россия", число участников которой по стране составляет уже около 5 млн. человек, в том числе и наши земляки. Напомню, что именно "Зеленая Россия" была инициатором проведения акции "Лес Победы", в рамках которой по России было высажено более 20 млн. деревьев, в Забайкальском крае – более 50 тыс. Мы активно сотрудничаем с данной организацией и одной из основных целей нашей совместной деятельности считаем защиту леса, его восстановление, а также повышение экологической культуры граждан. Намечен обширный план мероприятий, буквально на днях при участии Анатолия Карпова, президента всероссийской организации "Зеленая Россия" открыта общественная экологическая приемная, в которую сможет обратиться с жалобой или предложениями любой гражданин.
Убеждена, что дальнейшее реформирование природоохранной отрасли должно происходить, в том числе, в направлении стимулирования и поддержки частной инициативы граждан и организаций, государственно-частного партнерства в этой сфере. Данный принцип закреплен в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", но он пока не получил должного развития и на практике такие случаи скорее исключение, чем система.
В целом тема экологии очень непростая. Она требует как наличия специальных знаний, так и освоения целой массы нормативных правовых актов. Трудно найти человека, который бы мог все это охватить в одиночку. Поэтому полагаю, что никто не знает об экологии больше, чем все мы вместе взятые. Уверена, что формат работы международного форума "Байкальский диалог" – это эффективный способ выработать конкретные и действенные предложения по улучшению экологической и экономической ситуации в Байкальском регионе.
Календарь
- Январь
- Февраля
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- `12
- `13
- `14
- `24
Опрос Архив опросов
КАРТА САЙТА
- Новости
- Общая информация
- Состав и структуpа
- Представители
- Законодательная деятельность
- Планирование
- Итоги работы
- Проект повестки заседания
- Протоколы заседаний
- Стенограммы заседаний
- Депутатские, публичные слушания
- Законодательные инициативы
- Законодательная карта сайта
- Межпарламентское сотрудничество
- Стадии рассмотрения проектов
- Архив видеозаписей заседаний комитетов
- Архив видеозаписей заседаний
- Архив аудиозаписей заседаний
- Информация о посещении заседаний депутатами
- Депутатские запросы
- Поименные результаты голосования депутатов
- Документы
- Награды
- Гос. служба и кадры
- Молодежный парламент
- МСУ
- Открытые данные
- Общая информация. Условия использования
- Реестр открытых данных
- Паспорта открытых данных
- Запрос на предоставление информации
- Паспорт "Общая информация о Законодательном Собрании Забайкальского края"
- Паспорт "Депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края"
- Паспорт "Перечень законов Забайкальского края"