Новое в документах
О внесении изменения в статью 16.3 Закона Забайкальского края «О наградах в Забайкальском крае»
19 декабря 2024 321.34 Кб
19 декабря 2024 767.44 Кб
19 декабря 2024 518.03 Кб
19 декабря 2024 609.31 Кб
19 декабря 2024 694.82 Кб
Председатель Законодательного Собрания 22 мая
Нам необходимо провести анализ действующих нормативных правовых актов Забайкальского края в сфере государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Председатель Законодательного Собрания Наталья Жданова выступила на Совете краевого парламента в рамках Дней Законодательного Собрания в Шилкинском районе по вопросам государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае.
- В сложившихся сегодня экономических условиях реализация крупных инвестиционных проектов в Забайкальском крае идет с большими сложностями и существенным отставанием от запланированных сроков. И на этом фоне вопросы развития малого и среднего предпринимательства становятся значительно более актуальными. В зарубежных странах доля малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте составляет более 50 %, по России около 20-21%. В Забайкальском крае - даже по самым оптимистичным оценкам - их доля в ВРП около 10%. Как видим, поле для деятельности широкое и весьма перспективное.
Нормативными правовыми актами Забайкальского края предусмотрены почти все формы поддержки малого и среднего предпринимательства и они соответствуют требованиям Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Детально урегулирована финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках оказания которой есть возможность поддержать любые направления деятельности предпринимателей. В законах о бюджете Забайкальского края ежегодно утверждаются объёмы бюджетных ассигнований на поддержку малого и среднего предпринимательства, что гарантированно обеспечивает оказание финансовой поддержки предпринимательству. Так, за последние пять лет в краевом бюджете была утверждена общая сумма на поддержку малого и среднего предпринимательства в размере 1 402 476,9 тыс.руб.
Разработана и нормативная правовая база в области имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В 2014 году постановлениями Правительства края утверждены государственные программы Забайкальского края «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» и «Экономическое развитие» (подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае») в развитие ранее принятых программ. Расходы бюджета на целевые программы прямо прописаны в законах о бюджете Забайкальского края в виде целевых статей расходов.
Сделано, как видим, немало. Но, к сожалению, фактически все показатели, характеризующие развитие малого и среднего предпринимательства (оборот субъектов малого и среднего предпринимательства, среднесписочная численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства, доля продукции, произведённой субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объёме валового регионального продукта и другие) начиная с 2012 года иллюстрируют экономический спад.
За последние пять лет наблюдается устойчивая тенденция сокращения количества вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе и в расчёте на 1 тысячу существующих субъектов малого и среднего предпринимательства. Был небольшой рост в 2014 году, но по сравнению с 2010 годом, когда было вновь зарегистрировано 7403 предприятий, в 2014 году их зарегистрировано 5340, что составляет 72, 1 %.
Серьезного внимания заслуживает структура малых предприятий в разрезе видов осуществляемой ими деятельности. Малые предприятия, в основном, осуществляют свою деятельность в области сферы услуг, не связанной с товарным производством. Фактически, предприятия малого бизнеса, в подавляющем большинстве, ничего не производят, занимаются перепродажами товаров, оказанием услуг и т.п. При всей важности развития этой сферы, следует отметить, что в период экономического кризиса и в условиях особенностей экономики Забайкальского края, приоритетными направлениями, которые необходимо поддерживать, в первую очередь, остаются сельское хозяйство, включая переработку сельхозпродукции, и обрабатывающие производства, а также предприятия, оказывающие транспортные услуги. В противном случае показатель результативности о переориентации малого и среднего бизнеса с торговопосреднического на производственный с увеличением доли производственного сектора в сфере малого и среднего предпринимательства до 25%, утверждённый в Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края, до 2020 года достигнут не будет.
На текущий момент в Забайкальском крае осуществляют деятельность двенадцать организаций, занимающихся поддержкой малого и среднего предпринимательства. Но для организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, при выделении им средств не разработаны целевые показатели (индикаторы) эффективности использования бюджетных средств. До данным КСП Забайкальского края некоторые организации принимают неэффективные управленческие решения, в результате которых несут неоправданные убытки. По некоторым организациям есть основания сделать вывод, что средства, выделенные из краевого бюджета на их создание, используются неэффективно.
Самым действенным способом поддержки малого и среднего предпринимательства является прямая финансовая поддержка в виде субсидий на возмещение тех или иных затрат малого бизнеса, грантов предпринимателям по тем или иным направлениям деятельности. Но за последние пять лет количество субъектов малого и среднего предпринимательства, которым оказана поддержка снизилось в 8 раз (в 2010 году оказана поддержка 351 субъекту, в 2014 году - 44). Всего за пять лет была оказана прямая финансовая поддержка 1050 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 301 558,4 тыс. рублей.
Одним из самых понятных для предпринимательского сообщества является направление государственной поддержки в виде грантов на создание собственного бизнеса. Следует отметить, что по данному направлению государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Забайкальского края сложилась неоднозначная ситуация. Так, 46,5% субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших гранты на создание собственного бизнеса, не смогли реализовать заявленные бизнес-проекты и прекратили свою деятельность. При этом, бюджетные средства в общей сумме 58 133,4 тыс. руб., потраченные на выдачу грантов, использованы неэффективно, их доля в общей сумме выданных грантов составляет 42,2 %. Тем не менее, за пять лет оказания прямой финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, получившими указанную поддержку, было создано 1081 рабочее место, уплачено налоговых платежей во все уровни бюджетной системы РФ - 97 944,3 тыс. рублей.
Фактическое исполнение бюджетных назначений по расходам на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства нестабильно: от 46,1 % до 97,3 %, в разные годы. В 2014 году исполнение бюджетных назначений составило 67,1%. Неисполнение плановых назначений по расходам на поддержку малого и среднего предпринимательства, в первую очередь, обусловлено остатками неиспользованных средств субсидий из федерального бюджета с последующим их возвратом. Так, за весь период остатки неиспользованных средств федерального бюджета составили в общей сумме 434 887,5 тыс. рублей. При этом, часть средств была возвращена в федеральный бюджет без последующего возврата в бюджет края. Общая сумма, невостребованных субсидий из федерального бюджета, составила 70 072,3 тыс. рублей.
В ходе аудита эффективности использования бюджетных средств Контрольно-счётной палатой Забайкальского края было организовано проведение социологического исследования в районах края. Положительно характеризует ситуацию в сфере развития малого и среднего предпринимательства только одна треть предпринимателей (31,1 %). Другие ответы (68,9 %) свидетельствуют о том, что основная цель программных мероприятий, реализуемых на территории края - создание условий для интенсивного развития малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае, по мнению опрошенных предпринимателей, не достигнута.
Считаю, что в ближайшее время нам необходимо провести анализ действующих нормативных правовых актов Забайкальского края в сфере государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инициировать соответствующие изменения, направленные на определение приоритетных направлений поддержки предпринимательства в условиях экономического кризиса и дефицита бюджетных средств. Разработать комплекс мер по эффективному и своевременному использованию бюджетных средств на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.
Календарь
- Январь
- Февраля
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- `12
- `13
- `14
- `24
Опрос Архив опросов
КАРТА САЙТА
- Новости
- Общая информация
- Состав и структуpа
- Представители
- Законодательная деятельность
- Планирование
- Итоги работы
- Проект повестки заседания
- Протоколы заседаний
- Стенограммы заседаний
- Депутатские, публичные слушания
- Законодательные инициативы
- Законодательная карта сайта
- Межпарламентское сотрудничество
- Стадии рассмотрения проектов
- Архив видеозаписей заседаний комитетов
- Архив видеозаписей заседаний
- Архив аудиозаписей заседаний
- Информация о посещении заседаний депутатами
- Депутатские запросы
- Поименные результаты голосования депутатов
- Документы
- Награды
- Гос. служба и кадры
- Молодежный парламент
- МСУ
- Открытые данные
- Общая информация. Условия использования
- Реестр открытых данных
- Паспорта открытых данных
- Запрос на предоставление информации
- Паспорт "Общая информация о Законодательном Собрании Забайкальского края"
- Паспорт "Депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края"
- Паспорт "Перечень законов Забайкальского края"