Новое в документах
18 ноября 2024 61.3 Кб
18 ноября 2024 120.07 Кб
О внесении изменений в Закон Забайкальского края «О наградах в Забайкальском крае»
18 ноября 2024 86.22 Кб
15 ноября 2024 4879.46 Кб
О внесении изменений в отдельные законы Забайкальского края
15 ноября 2024 43.5 Кб
Председатель Законодательного Собрания 22 мая
Нам необходимо провести анализ действующих нормативных правовых актов Забайкальского края в сфере государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Председатель Законодательного Собрания Наталья Жданова выступила на Совете краевого парламента в рамках Дней Законодательного Собрания в Шилкинском районе по вопросам государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае.
- В сложившихся сегодня экономических условиях реализация крупных инвестиционных проектов в Забайкальском крае идет с большими сложностями и существенным отставанием от запланированных сроков. И на этом фоне вопросы развития малого и среднего предпринимательства становятся значительно более актуальными. В зарубежных странах доля малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте составляет более 50 %, по России около 20-21%. В Забайкальском крае - даже по самым оптимистичным оценкам - их доля в ВРП около 10%. Как видим, поле для деятельности широкое и весьма перспективное.
Нормативными правовыми актами Забайкальского края предусмотрены почти все формы поддержки малого и среднего предпринимательства и они соответствуют требованиям Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Детально урегулирована финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках оказания которой есть возможность поддержать любые направления деятельности предпринимателей. В законах о бюджете Забайкальского края ежегодно утверждаются объёмы бюджетных ассигнований на поддержку малого и среднего предпринимательства, что гарантированно обеспечивает оказание финансовой поддержки предпринимательству. Так, за последние пять лет в краевом бюджете была утверждена общая сумма на поддержку малого и среднего предпринимательства в размере 1 402 476,9 тыс.руб.
Разработана и нормативная правовая база в области имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В 2014 году постановлениями Правительства края утверждены государственные программы Забайкальского края «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» и «Экономическое развитие» (подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае») в развитие ранее принятых программ. Расходы бюджета на целевые программы прямо прописаны в законах о бюджете Забайкальского края в виде целевых статей расходов.
Сделано, как видим, немало. Но, к сожалению, фактически все показатели, характеризующие развитие малого и среднего предпринимательства (оборот субъектов малого и среднего предпринимательства, среднесписочная численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства, доля продукции, произведённой субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объёме валового регионального продукта и другие) начиная с 2012 года иллюстрируют экономический спад.
За последние пять лет наблюдается устойчивая тенденция сокращения количества вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе и в расчёте на 1 тысячу существующих субъектов малого и среднего предпринимательства. Был небольшой рост в 2014 году, но по сравнению с 2010 годом, когда было вновь зарегистрировано 7403 предприятий, в 2014 году их зарегистрировано 5340, что составляет 72, 1 %.
Серьезного внимания заслуживает структура малых предприятий в разрезе видов осуществляемой ими деятельности. Малые предприятия, в основном, осуществляют свою деятельность в области сферы услуг, не связанной с товарным производством. Фактически, предприятия малого бизнеса, в подавляющем большинстве, ничего не производят, занимаются перепродажами товаров, оказанием услуг и т.п. При всей важности развития этой сферы, следует отметить, что в период экономического кризиса и в условиях особенностей экономики Забайкальского края, приоритетными направлениями, которые необходимо поддерживать, в первую очередь, остаются сельское хозяйство, включая переработку сельхозпродукции, и обрабатывающие производства, а также предприятия, оказывающие транспортные услуги. В противном случае показатель результативности о переориентации малого и среднего бизнеса с торговопосреднического на производственный с увеличением доли производственного сектора в сфере малого и среднего предпринимательства до 25%, утверждённый в Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края, до 2020 года достигнут не будет.
На текущий момент в Забайкальском крае осуществляют деятельность двенадцать организаций, занимающихся поддержкой малого и среднего предпринимательства. Но для организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, при выделении им средств не разработаны целевые показатели (индикаторы) эффективности использования бюджетных средств. До данным КСП Забайкальского края некоторые организации принимают неэффективные управленческие решения, в результате которых несут неоправданные убытки. По некоторым организациям есть основания сделать вывод, что средства, выделенные из краевого бюджета на их создание, используются неэффективно.
Самым действенным способом поддержки малого и среднего предпринимательства является прямая финансовая поддержка в виде субсидий на возмещение тех или иных затрат малого бизнеса, грантов предпринимателям по тем или иным направлениям деятельности. Но за последние пять лет количество субъектов малого и среднего предпринимательства, которым оказана поддержка снизилось в 8 раз (в 2010 году оказана поддержка 351 субъекту, в 2014 году - 44). Всего за пять лет была оказана прямая финансовая поддержка 1050 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 301 558,4 тыс. рублей.
Одним из самых понятных для предпринимательского сообщества является направление государственной поддержки в виде грантов на создание собственного бизнеса. Следует отметить, что по данному направлению государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Забайкальского края сложилась неоднозначная ситуация. Так, 46,5% субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших гранты на создание собственного бизнеса, не смогли реализовать заявленные бизнес-проекты и прекратили свою деятельность. При этом, бюджетные средства в общей сумме 58 133,4 тыс. руб., потраченные на выдачу грантов, использованы неэффективно, их доля в общей сумме выданных грантов составляет 42,2 %. Тем не менее, за пять лет оказания прямой финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, получившими указанную поддержку, было создано 1081 рабочее место, уплачено налоговых платежей во все уровни бюджетной системы РФ - 97 944,3 тыс. рублей.
Фактическое исполнение бюджетных назначений по расходам на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства нестабильно: от 46,1 % до 97,3 %, в разные годы. В 2014 году исполнение бюджетных назначений составило 67,1%. Неисполнение плановых назначений по расходам на поддержку малого и среднего предпринимательства, в первую очередь, обусловлено остатками неиспользованных средств субсидий из федерального бюджета с последующим их возвратом. Так, за весь период остатки неиспользованных средств федерального бюджета составили в общей сумме 434 887,5 тыс. рублей. При этом, часть средств была возвращена в федеральный бюджет без последующего возврата в бюджет края. Общая сумма, невостребованных субсидий из федерального бюджета, составила 70 072,3 тыс. рублей.
В ходе аудита эффективности использования бюджетных средств Контрольно-счётной палатой Забайкальского края было организовано проведение социологического исследования в районах края. Положительно характеризует ситуацию в сфере развития малого и среднего предпринимательства только одна треть предпринимателей (31,1 %). Другие ответы (68,9 %) свидетельствуют о том, что основная цель программных мероприятий, реализуемых на территории края - создание условий для интенсивного развития малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае, по мнению опрошенных предпринимателей, не достигнута.
Считаю, что в ближайшее время нам необходимо провести анализ действующих нормативных правовых актов Забайкальского края в сфере государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инициировать соответствующие изменения, направленные на определение приоритетных направлений поддержки предпринимательства в условиях экономического кризиса и дефицита бюджетных средств. Разработать комплекс мер по эффективному и своевременному использованию бюджетных средств на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.
Календарь
- Январь
- Февраля
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- `12
- `13
- `14
- `24
Опрос Архив опросов
КАРТА САЙТА
- Новости
- Общая информация
- Состав и структуpа
- Представители
- Законодательная деятельность
- Планирование
- Итоги работы
- Проект повестки заседания
- Протоколы заседаний
- Стенограммы заседаний
- Депутатские, публичные слушания
- Законодательные инициативы
- Законодательная карта сайта
- Межпарламентское сотрудничество
- Стадии рассмотрения проектов
- Архив видеозаписей заседаний комитетов
- Архив видеозаписей заседаний
- Архив аудиозаписей заседаний
- Информация о посещении заседаний депутатами
- Депутатские запросы
- Поименные результаты голосования депутатов
- Документы
- Награды
- Гос. служба и кадры
- Молодежный парламент
- МСУ
- Открытые данные
- Общая информация. Условия использования
- Реестр открытых данных
- Паспорта открытых данных
- Запрос на предоставление информации
- Паспорт "Общая информация о Законодательном Собрании Забайкальского края"
- Паспорт "Депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края"
- Паспорт "Перечень законов Забайкальского края"