Новое в документах

Председатель Законодательного Собрания 22 мая

Нам необходимо провести анализ действующих нормативных правовых актов Забайкальского края в сфере государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Председатель Законодательного Собрания Наталья Жданова выступила на Совете краевого парламента в рамках Дней Законодательного Собрания в Шилкинском районе по вопросам государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае.

 

- В сложившихся сегодня экономических условиях реализация крупных инвестиционных проектов в Забайкальском крае идет с большими сложностями и существенным отставанием от запланированных сроков. И на этом фоне вопросы развития малого и среднего предпринимательства становятся значительно более актуальными. В зарубежных странах доля малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте составляет более 50 %, по России около 20-21%. В Забайкальском крае  - даже по самым оптимистичным оценкам  - их доля в ВРП около 10%. Как видим, поле для деятельности широкое и весьма перспективное.

Нормативными правовыми актами Забайкальского края  предусмотрены почти все формы поддержки малого и среднего предпринимательства и они соответствуют требованиям Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Детально урегулирована финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках оказания которой есть возможность поддержать любые направления деятельности предпринимателей. В законах о бюджете Забайкальского края ежегодно утверждаются объёмы бюджетных ассигнований на поддержку малого и среднего предпринимательства, что гарантированно обеспечивает оказание финансовой поддержки предпринимательству. Так, за последние пять лет в краевом бюджете была утверждена общая сумма на поддержку малого и среднего предпринимательства в размере 1 402 476,9 тыс.руб.

Разработана и нормативная правовая база в области имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

 В 2014 году постановлениями Правительства края утверждены государственные программы Забайкальского края «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» и «Экономическое развитие» (подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае») в развитие ранее принятых программ. Расходы бюджета на целевые программы прямо прописаны в законах о бюджете Забайкальского края в виде целевых статей расходов.

Сделано, как видим, немало. Но, к сожалению, фактически все показатели, характеризующие развитие малого и среднего предпринимательства (оборот субъектов малого и среднего предпринимательства, среднесписочная численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства, доля продукции, произведённой субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объёме валового регионального продукта и другие) начиная с 2012 года иллюстрируют экономический спад.

За последние пять лет наблюдается устойчивая тенденция сокращения количества вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе и в расчёте на 1 тысячу существующих субъектов малого и среднего предпринимательства. Был небольшой рост в 2014 году, но по сравнению с 2010 годом, когда было вновь зарегистрировано  7403 предприятий, в 2014 году их зарегистрировано 5340, что составляет 72, 1 %.

Серьезного внимания заслуживает структура малых предприятий в разрезе видов осуществляемой ими деятельности. Малые предприятия, в основном, осуществляют свою деятельность в области сферы услуг, не связанной с товарным производством. Фактически, предприятия малого бизнеса, в подавляющем большинстве, ничего не производят, занимаются перепродажами товаров, оказанием услуг и т.п. При всей важности развития этой сферы, следует отметить, что в период экономического кризиса и в условиях особенностей экономики Забайкальского края, приоритетными направлениями, которые необходимо поддерживать, в первую очередь, остаются сельское хозяйство, включая переработку сельхозпродукции, и обрабатывающие производства, а также предприятия, оказывающие транспортные услуги. В противном случае показатель результативности о переориентации малого и среднего бизнеса с торгово­посреднического на производственный с увеличением доли производственного сектора в сфере малого и среднего предпринимательства до 25%, утверждённый в Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края, до 2020 года достигнут не будет.

 На текущий момент в Забайкальском крае осуществляют деятельность двенадцать организаций, занимающихся поддержкой малого и среднего предпринимательства. Но для организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, при выделении им средств не разработаны целевые показатели (индикаторы) эффективности использования бюджетных средств. До данным КСП Забайкальского края некоторые организации принимают неэффективные управленческие решения, в результате которых несут неоправданные убытки. По некоторым организациям есть основания сделать вывод, что средства, выделенные из краевого бюджета на их создание, используются неэффективно.

Самым действенным способом поддержки малого и среднего предпринимательства является прямая финансовая поддержка в виде субсидий на возмещение тех или иных затрат малого бизнеса, грантов предпринимателям по тем или иным направлениям деятельности. Но за последние пять лет количество субъектов малого и среднего предпринимательства, которым оказана поддержка снизилось в 8 раз (в 2010 году оказана поддержка 351 субъекту, в 2014 году - 44). Всего за пять лет была оказана прямая финансовая поддержка 1050 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 301 558,4 тыс. рублей.

Одним из самых понятных для предпринимательского сообщества является направление государственной поддержки в виде грантов на создание собственного бизнеса. Следует отметить, что по данному направлению государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Забайкальского края сложилась неоднозначная ситуация. Так, 46,5% субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших гранты на создание собственного бизнеса, не смогли реализовать заявленные бизнес-проекты и прекратили свою деятельность. При этом, бюджетные средства в общей сумме 58 133,4 тыс. руб., потраченные на выдачу грантов, использованы неэффективно, их доля в общей сумме выданных грантов составляет 42,2 %. Тем не менее, за пять лет оказания прямой финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, получившими указанную поддержку, было создано 1081 рабочее место, уплачено налоговых платежей во все уровни бюджетной системы РФ - 97 944,3 тыс. рублей.

Фактическое исполнение бюджетных назначений по расходам на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства нестабильно: от 46,1 % до 97,3 %, в разные годы. В 2014 году исполнение бюджетных назначений составило 67,1%. Неисполнение плановых назначений по расходам на поддержку малого и среднего предпринимательства, в первую очередь, обусловлено остатками неиспользованных средств субсидий из федерального бюджета с последующим их возвратом. Так, за весь период остатки неиспользованных средств федерального бюджета составили в общей сумме 434 887,5 тыс. рублей. При этом, часть средств была возвращена в федеральный бюджет без последующего возврата в бюджет края. Общая сумма, невостребованных субсидий из федерального бюджета, составила 70 072,3 тыс. рублей.

В ходе аудита эффективности использования бюджетных средств Контрольно-счётной палатой Забайкальского края было организовано проведение социологического исследования в районах края. Положительно характеризует ситуацию в сфере развития малого и среднего предпринимательства только одна треть предпринимателей (31,1 %). Другие ответы (68,9 %) свидетельствуют о том, что основная цель программных мероприятий, реализуемых на территории края - создание условий для интенсивного развития малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае, по мнению опрошенных предпринимателей, не достигнута.

Считаю, что в ближайшее время нам необходимо провести анализ действующих нормативных правовых актов Забайкальского края в сфере государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инициировать соответствующие изменения, направленные на определение приоритетных направлений поддержки предпринимательства в условиях экономического кризиса и дефицита бюджетных средств. Разработать комплекс мер по эффективному и своевременному использованию бюджетных средств на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.

Календарь

  • Январь
  • Февраля
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • `12
  • `13
  • `14
  • `24
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021
22
2324
25262728293031
ответы на обращения
Законодательное Cобрание в Законодательное собрание в telegram Законодательное собрание в VK Законодательное собрание в Одноклассниках

КАРТА САЙТА