Новое в документах

Агропромышленный комплекс 28 марта

Аграрии края, объединяйтесь!

Аграрии края, объединяйтесь!

 «Потенциал аграрного сектора края огромен, но без должной государственной поддержки его развитие невозможно» — об этом в письме премьер-министру РФ В.Путину от имени Агропромышленного союза Забайкальского края написал его новый председатель, депутат Заксобрания Сергей Михайлов. Его интервью опубликовано сегодня в крестьянской газете «Земля».

— Сергей Петрович, в декабре Вас избрали председателем Агропромсоюза Забайкалья, а уже в феврале Вы пишете письмо – ни больше, ни меньше – без пяти минут Президенту России. Думаете, услышит?

— Если б не надеялся на это, не писал бы. Ну, судите сами: агробизнес для Забайкалья традиционен, но заниматься им в наших условиях гораздо сложнее, чем, скажем, в Краснодаре, Ставрополе и даже на Алтае с Новосибирском. Нам труднее, потому что жесткие климатические условия: сумасшедшие засухи, суровые зимы, когда все промерзает. И вложений, соответственно, мы делаем больше. Стоимость ГСМ у нас выше. Вот, сейчас для сельского хозяйства установлена меньшая цена на дизельное топливо. Но по сравнению с другими регионами наше даже дешевое дизельное топливо все равно дороже, чем топливо в Краснодаре или Ставрополе. Это – первый момент. Второй – какие-то новые сорта пшеницы, овса, ячменя мы закупаем у оригинаторов за пределами края, а это – дальняя доставка. Третий момент – у нас огромные территории по протяженности. Есть еще ряд других причин, на которые мы и хотим обратить внимание федеральных властей. Мы говорим о том, что подход к субсидированию отрасли должен быть дифференцированным. Средний уровень субсидирования разных видов сельскохозяйственной деятельности — до 30 процентов. А для Забайкалья эта планка должна быть не меньше 40 процентов, потому что у нас и условия совершенно другие, и затраты! Вот, к примеру, в Ставрополье держат много овец, на это есть государственная субсидия. Но для их овец не надо заготавливать такого количества кормов, как у нас: у них в ноябре пастбища еще зеленые, а в марте — уже зеленые, и они могут пасти скот до поздней осени. Дальше – содержание. Нам необходимо строить катоны, для окота овец требуются кошары, плюс в зимнее время их еще надо отапливать. А это – существенные затраты. Ставропольцам же ничего этого практически не требуется… Компенсируйте нам часть затрат, и тогда у нас получится эффективнее!

Есть еще один важный момент при дифференцированном подходе. Мы единое государство, и Путин это подчеркивал в своих программных статьях. А раз мы единое государство, важны границы, незыблемость территории. У нас в Забайкалье, между тем, происходит отток населения, большое количество людей уезжает. Едут они не только потому, что идет закономерный процесс урбанизации, а потому что перспектив у жителей приграничья нет, и они просто вынуждены искать лучшие места для жизни... Вот и нужно так развивать агробизнес, чтобы люди комфортно жили, имея стабильную работу, и чувствовали будущее за спиной.

— Но ведь на этот счет региональные власти уже заручились поддержкой Путина?

— Совершенно верно, такую поддержку наш спикер, С. М.Жиряков получил лично от Владимира Путина, на его встрече с лидерами региональных отделений «Единой России». По моим сведениям, предложения к проекту этой федеральной целевой программы по развитию сельских территорий именно забайкальского Приаргунья уже подготовлены. Дальнейший процесс будет во многом зависеть от того, какому министерству глава Правительства поручит обеспечивать жизнеспособность этой программы. Она нам край, как нужна! Ведь в самых растениеводческих районах — Приаргунском и Краснокаменском — не используется огромная часть земли сельхозназначения — пашни, причем не самые худшие в крае. Обо всем этом и сказано в письме к премьеру.

— А если это письмо все-таки окажется «холостым выстрелом»?..

— Есть еще один путь решения этой проблемы. Лично я вижу его через закон об особо значимых аграрных территориях. Если помните, он был предложен Алтайским краем в качестве консолидированной законодательной инициативы с Советом Федерации. По мнению авторов проекта, к особо значимым аграрным территориям следует отнести те регионы, которые обладают благоприятными климатическими условиями и ресурсами для производства сельхозпродукции в масштабах страны. А потому они должны получать приоритетную, и, главное, комплексную поддержку. Мы (депутаты комитета по аграрной политике, природопользованию и потребительскому рынку – ред.) активно участвовали в обсуждении… По условиям законопроекта необходимо, чтобы не менее 30 процентов населения проживали в сельской местности. Второе условие: доля сельского хозяйства в региональном валовом продукте должна быть не менее 8%. Мы под это условие не подходим, но наш комитет предложил свой вариант – чтобы на территории было либо 3 миллиона гектаров пашни, либо 5 миллионов гектаров пастбищ, сенокосов, пашни и т.д. Если наши условия принять, таких регионов будет 8-9. Плюс в нашу пользу – мы приграничный регион, и у нас под боком такой сосед, как Китай… Да, мы с соседями дружим, но дружба дружбой, а табачок должен быть врозь… Третье условие: у территории должно быть 3 миллиона гектаров пашни. Под это условие в стране набралось всего 6 регионов.

— Реакция была на Ваше предложение?

— Пока нет. Заминку я вижу в том, что законопроект готовился при Миронове. Сейчас в Совете Федерации руководство поменялось, но алтайцы не остановятся, они будут дальше эту тему проталкивать. Это – еще один путь, чтобы сделать агробизнес в Забайкалье приоритетной сферой. Мы же не просим деньги на халяву. Мы готовы работать, если государство начнет создавать реальные стимулы для того, чтобы бизнес пришел в наше сельское хозяйство. Он пойдет в эту сферу только тогда, когда ему будет выгодно вкладывать средства, скажем, в новое оборудование или технологии. А это – доступные кредитные линии, субсидирование расходов на инновации – будь то новая техника, элитные семена или высокопродуктивные животные… В этом отношении и в целом по стране, и в нашем крае сделано немало, но все-таки еще недостаточно.

— Какие еще проблемы, на Ваш взгляд, требуют государственного вмешательства?

— Одна из них — «закредитование». Взяв кредит, например, на обновление техники или приобретение животных, у селян возникает необходимость вновь прокредитоваться, чтобы обеспечить следующий этап – провести весенние полевые работы. Но редко кто осмелится взвалить на себя новое кредитное бремя, ведь потом работать придется уже не на развитие бизнеса, а на обслуживание этих самых кредитов... Почему так происходит? Потому что кредиты, хоть и называются «средними», они, на самом деле, «короткие»: 3-5 лет. А нужно – от 10 до 25 лет. В этом, я считаю, и состоит задача государства, чтобы так построить работу с банковскими структурами, лизинговыми компаниями, чтобы кредиты стали долгосрочными. Появятся у агробизнеса свободные оборотные средства — процесс пойдет быстрее и эффективнее.

Или возьмем другую, еще более важную проблему: как удержать и закрепить сегодня молодежь в аграрном секторе экономики? Мы не можем поддержать молодых специалистов на таком уровне, как медиков, которым будет выделяться 1 миллион рублей. Помогать выпускникам сельскохозяйственных вузов и техникумов на региональном уровне – это одно, это обязательно нужно делать. Но без финансового участия государства, боюсь, этот вопрос еще долго с места не сдвинуть…

— А в чем Вы видите задачу Агропромсоюза?

— Прежде всего, в объединении всех здравых сил аграрного бизнеса -товаропроизводителей и переработчиков. Руководители сельзохпредприятий должны понимать, что мы не для взносов объединяемся, а для выражения интересов. Иногда мне говорят: «Надо бороться!» Но, на мой взгляд, бороться как раз и не надо. Борьба предполагает баррикады, которые могут увести нас в такую пучину… Я считаю, не бороться надо, а отстаивать интересы. Это разные вещи. Мы, как общественная организация, должны систематически, через открытый диалог, власти высказывать свое мнение, предложения или претензии. Чтобы власть осознала: есть проблема, значит, ею надо заниматься, искать пути решения. Агропромсоюз должен стать своего рода индикатором проблем.

— В качестве главы Агропромсоюза Вы начали работу с того, что направили обращение в адрес премьер-министра страны. А как Вы намерены вести работу дальше?

— Мы договорились с минсельхозом, что в ближайшее время обсудим те разделы программы, которые будут действовать у нас в крае с 2013 года. И обсудим именно на площадке Агропромсоюза — что бы мы хотели видеть в этих программах. Они ещё не приняты, но уже появилась их канва, проекты, поэтому на ранней стадии надо откорректировать. Вот, мы говорим, допустим, о развитии в крае животноводства. На самом деле, это правильный подход. У нас большие территории, и скотоводство, овцеводство и — добавлю, коневодство всегда были в Забайкалье историческими отраслями. Но при этом мы не должны ослабить позиции в растениеводстве. На мой взгляд, в этом направлении мы сейчас отстаем. Ведь что такое выращивание пшеницы, овса или ячменя? Многие уже забыли как заниматься выращиванием гороха, бобовых, а ведь это протеин для животных, их сложнее выращивать. Мы же постепенно начинаем уходить из растениеводства, снижаем усилия. Многие считают, да что там, посеял и пусть себе растет... Это, может, где-то в Краснодаре воткнул палку, и вырос виноград, но не у нас в Забайкалье. Хотя и наша земля – при правильном подходе — может давать высокий урожай, это доказано, 20-25 центнеров с гектара. Такие результаты стабильно можно получать, несмотря на климатические условия. Бывает форс-мажор, безусловно, но при соблюдении всех агротехнических позиций – минеральные удобрения, защита растений и т.д. — стабильно всё равно можно получать. Раньше в крае субсидировали до 50% затраты на приобретение элитных семян, чтобы люди были заинтересованы сеять высокопродуктивные семена. Теперь же субсидирование сократилось до 17-20% — что поделаешь, у нас небогатый бюджет. Но проблемы растениеводства впоследствии отразятся на животноводстве. Мы уже сейчас комбикорма не готовим, покупаем на стороне, тем самым поддерживая экономику других регионов. Я уверен, мы можем сами их произвести, и для этого нам нужно развивать и растениеводство. Это – что касается взаимодействия с минсельхозом.

Одновременно нам предстоит отработать и механизмы взаимодействия внутри союза. Должны быть кустовые площадки, подразделения, потому что не каждый, в силу разных обстоятельств, сможет приехать в краевой центр. Чернышевск, Нерчинск, Шилка — у них одни заботы. В прошлом году, например, там собрали хороший урожай и зерновые есть, а вот в Приаргунье и в Краснокаменске была засуха, и им предстоит решать совсем иные проблемы. Вот поэтому нужно продумать различные механизмы взаимодействия, в том числе помощи.

— Сегодня Вы – депутат Законодательного Собрания края, заместитель председателя аграрного комитета, возглавили Агропромышленный союз Забайкалья, наконец, входите в состав фракции парламентского большинства – «Единой России». У Вас есть все шансы выстроить эффективное лобби…

— Такое «триединство», я убежден, будет только на пользу. В наш комитет входят практики — руководители нескольких сельхозпредприятий, директор аграрного института. Мы взяли курс на сотрудничество с общественными организациями, которые объединяют малые формы хозяйствования — КФХ и ЛПХ. Одну из таких организаций — Союз крестьян Забайкалья возглавляет тоже наш депутат, зампредседателя комитета Галын Доржиев. Иными словами, наши интересы совпадают на 100 процентов, и это действительно помогает, как вы говорите, выстраивать лобби, сообща вырабатывать рекомендации для исполнительной власти. Кстати сказать, самым «свежим» результатом нашего аграрного лобби стали 120 миллионов рублей, дополнительно выделенные Правительством края на проведение весенне-посевной компании.

Ну, а кроме этого… Лично я надеюсь, что благодаря такому сотрудничеству не только наша законотворческая работа активизируется, но и углубится понимание конкретных проблем отрасли и путей их решения.

— Вы открыты для общения с теми, кого заинтересует это интервью?

— Да, конечно. 32-52-61 – мой рабочий телефон в Чите, в комитете по аграрной политике.

*** Наша справка. Михайлов Сергей Петрович родился 22 мая 1965 года в городе Нерчинске Читинской области. Трудовую деятельность начал токарем на заводе «Нерчинскптицемаш». В 1983-1985 гг. служил в рядах Советской Армии. После окончания в 1990 году исторического факультета Читинского государственного педагогического института работал преподавателем истории и основ законодательства в Нерчинском совхоз-техникуме. С 1997 по 2008 годы — директор Нерчинского аграрного техникума. В 2002 году окончил Дальневосточную Академию государственной службы по специальности «менеджмент».

В Законодательное Собрание Забайкальского края избран в октябре 2008 года по Чернышевскому одномандатному избирательному округу №15. В настоящее время — заместитель председателя комитета по аграрной политике, природопользованию и потребительскому рынку (на профессиональной основе). Заслуженный работник образования Читинской области. Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации. Женат, имеет 3 детей.

Календарь

  • Январь
  • Февраля
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • `09
  • `10
  • `11
  • `24
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627
28
293031 
ответы на вопросы
Законодательное Cобрание в Законодательное собрание в telegram Законодательное собрание в VK Законодательное собрание в Одноклассниках

КАРТА САЙТА