Новое в документах

 

Думе Читы - 25 лет. От анализа – к действию. Интервью Главы городского округа "Город Чита" Евгения Ярилова

     Позади  – шесть созывов  25-летней истории Думы Читы. Дума городского округа «Город Чита» седьмого созыва работает уже в течение трех месяцев. Каковы главные задачи, стоящие перед Главой городского округа, исполняющего обязанности Председателя Думы? В чем депутаты видят приоритетные направления в работе представительной власти столицы Забайкалья?
     Эти и другие вопросы - в основе интервью Главы городского округа «Город Чита»  Евгения Ярилова.

     - Евгений Витальевич, как показывает практика, еще нередко горожане задаются вопросом: почему в городе есть Глава городского округа и одновременно руководитель администрации, куда и с чем обращаться.  Чем отличается,  в частности, Глава городского округа от мэра. Что входит в обязанности Главы?

     - Это четко прописано в Уставе городского округа: «Глава городского округа является высшим должностным лицом города, обеспечивающим работу органов муниципальной власти», к которым относятся Дума, Администрация города, Контрольно-счетная палата и Управление регулирования цен и тарифов. Сам Глава также является муниципальным органом власти. Именно Глава подписывает трудовые контракты с руководителями администрации, КСП, УРЦТ. Глава городского округа также исполняет обязанности председателя Думы. При этом Глава имеет право спросить не только с Думы, но и с исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления в рамках полномочий, определенных федеральным законодательством о местном самоуправлении и Уставом городского округа.
     Руководитель администрации осуществляет руководство исполнительной властью города для реализации решений Думы городского округа и иных полномочий исполнительной власти согласно федеральному законодательству и Уставу города. Если проще, то руководитель администрации – это тактическое управление городом, а Глава городского округа совместно с Думой - стратегическое.  Практика городов, которые работают по этой схеме, показывает: если есть понимание между Главой и руководителем администрации, есть и нормальный результат.  
     Теперь, когда решением Думы от 28 ноября руководитель администрации городского округа назначен, будем над этим работать. Цели у Главы и руководителя администрации одни : в том,  чтобы город нормально жил и развивался. Поэтому, уверен, что взаимопонимание будет.

     - Одна из задач руководства города – принятие бюджета на 2020 года и плановый период  2021 и 2022 годов. Что определяет программу  действий высшего должностного  лица города?
   
     - Таких программных документов, кроме базового Федерального закона о местном самоуправлении №131 и Устава города, несколько: Стратегия социально-экономического развития города до 2030 года, План социально- экономического развития, бюджет города. Задачи  Главы во взаимодействии с депутатами, аппаратом Думы – актуализация, совершенствование правовой базы для их исполнения, поиск и привлечение ресурсов.
     К сожалению, об осуществлении каких–то глобальных проектов, о которых мечтают многие горожане, говорить  пока не приходится. Бюджет примем остродефицитным, максимально ориентированным на социальные, а не экономические вопросы. Для глобальных проектов нужны глобальные инвестиции, для прихода которых нужно создать соответствующие условия. Поэтому главная задача при таком бюджете – сохранить исполнение властью своих первоочередных обязательств перед горожанами в рамках достигнутых параметров. При этом продолжая их планомерное улучшение за счет участия в федеральных программах и национальных проектах. И в этом без конструктивного диалога с коллегами из Законодательного Собрания Забайкальского края не обойтись.

     - Наполнение бюджета зависит и от развития малого и среднего бизнеса. Какие стоят задачи в укреплении его позиций?

     - Необходимо сделать так, чтобы органы власти были гарантом развития предпринимательства в городе. Пока этого в должной мере не происходит. И это проблема. Поэтому поставил для себя задачу всесторонне исследовать эту проблему  и найти пути для ее  решения. Активно встречаюсь с представителями малого и среднего бизнеса. Также инициировал детальный анализ эффективности работы органов исполнительной власти, отвечающих за данное направление. Результат, уверен, будет.

     - Если говорить о расходной части предстоящего бюджета, уже сейчас можно прогнозировать, что львиная доля средств в 2020 году будет направлена на обеспечение деятельности муниципальных учреждений образования. Это, как говорится, святое.

     -Да, развитие сферы образования остается приоритетом. Проблем много: и старение материальной базы, и нехватка школ и детских садов, и оставляющий желать лучшего уровень заработной платы работников образования. Мною дано поручение  о проведении анализа всех направлений работы в этой сфере для выявления и актуализации проблем, рисков, слабых сторон. Результатом должен стать всесторонний пошаговый план действий на пятилетку – срок действия полномочий Думы.

     - Злободневными остаются нерешенные вопросы в сфере ЖКХ, транспортного обеспечения градостроительства.  Каковы главные задачи?

     - Во-первых, совершенствование работы управляющих компаний. Количество жалоб на работу УК просто зашкаливает. Но никто не смог мне вразумительно объяснить, в чем причина, и что нужно делать. Инициировал исследование и этого вопроса. Хочу докопаться до сути, и после этого выстроить план действий по улучшению ситуации. Активно начал изучать опыт более успешных в этом направлении городов, привлек к этой работе депутатов и аппарат Думы. Если требуется совершенствование нормативно-правовой или даже законодательной базы, значит, будем добиваться.
     На мой взгляд, для улучшения качества предоставления услуг ЖКХ населению и совершенствования тарифной политики необходимо наладить постоянный, эффективный диалог с ресурсоснабжающими организациями. А не так, как это происходит сегодня: депутаты приглашают руководителей ресурсоснабжающих организации на заседание профильного комитета, те отчитались, пообещали исправить недостатки – и до следующего заседания.
     В пожарном режиме, иначе не скажешь, работает и администрация Читы с организациями коммунального комплекса. Такой уровень координации работы ресурсников и исполнительной власти, который достигнут на сегодня, на мой взгляд, недостаточен.
Однако наскоком эти вопросы не решишь. Более того, можно навредить, усложнить ситуацию еще больше. Процесс должен быть постепенным, пошаговым. И такую возможность мне предоставляет как раз руководитель администрации города: он ежедневно решает тактические вопросы, предоставляя мне таким образом возможность исследовать проблемные вопросы и обдуманно корректировать стратегию.
     Болезненная тема - транспортное обеспечение. И хоть я не сторонник критиковать предшественников – смысл ворошить прошлое, если его изменить уже нельзя -  в этом вопросе они явно не доработали. Непонятно (или наоборот, очень понятно!),  зачем стали изобретать велосипед. Вместо того, чтобы взять за основу апробированное, успешно работающее в других городах Положение о пассажирских перевозках, и адаптировать под Читу, изобрели свое, но адаптированное под конкретных перевозчиков. Никто не удосужился создать обоснованную транспортно-логистическую схему, привлечь для этого специалистов. В итоге конкуренцию уничтожили, поставили на грань выживания муниципальный транспорт – троллейбусы, маршруты которых на 75% пересекаются с маршрутными такси, и забирают у них пассажиров. В течение многих лет горожане обращаются в администрацию с жалобами: вечером из отдаленных районов не уехать, а перевозчик не несет за это никакой ответственности. Немало и других проблем в транспортном обеспечении горожан. Этим вопросом также занимаюсь, создал рабочую группу, привлекаю экспертов.
     Актуальная проблема - Генеральный план. Очередную версию к концу года должен предоставить подрядчик, выигравший конкурс. Однако к предварительным результатам, которые мне предоставили, у меня есть очень много вопросов. В тоже время, какими бы ни были мои личные познания в этом вопросе, есть люди, которые в этом разбираются лучше меня. Вот таких я в настоящее время и привлек в качестве экспертов для более качественного изучения.

     -  Власть, которая   действует сама по   себе, в отрыве от тех,  для   кого она существует и  работает, обречена на неуспех. А как Вы относитесь к данному тезису?

     - Совершенно с ним согласен. Без  плотного,  конструктивного  диалога с  народом   власть не  состоится. Более того, этот диалог должен носить характер   соуправления, каждодневного соучастия горожан в управленческой деятельности.  Чем сильнее станут общественные советы, чем больше будет ТОСов, тем сильнее будет город. Уже сегодня мы объединили усилия по совершенствованию правовой базы и привлечению лучших практик с  некоторыми из глав районных администраций, общественными организациями. Как и по другим проблемным вопросам, мы начали с исследования состояния дел, анализа сильных и слабых сторон, рисков и возможностей. Мы начинаем не с нуля: многое уже сделано. Однако недостаточно для того, чтобы активные горожане во всех районах города чувствовали себя вовлеченными в процессы управления городом. И принимали в нем активнейшее участие.
     Поэтому приступили к разработке новых векторов возможного развития, изучаем удачные практики других городов, определяем актуальность и формируем цели, под которые подводим задачи для их достижения.  Одновременно занимаемся поиском необходимых для реализации задач ресурсов. Сегодня в городе зарегистрировано 257 общественных организаций. Это серьезный показатель того, что в Чите много активных граждан. И задача власти – координация их работы и всесторонняя помощь. С имеющимся потенциалом общественных организаций, думаю, можно много полезного сделать для нашего города.
     Но, к сожалению, многие из них действуют разрозненно, порой даже дублируя те или иные задачи. И для начала, пожалуй, нужно найти точки соприкосновения, соединить все благие дела общественников для города воедино. Тогда, убежден, получим эффект.
Серьезный потенциал, на мой взгляд, содержат в себе общественные советы микрорайона, района, города. Задача муниципальной власти –привлечение всех инициативных горожан, общественников к реальному соуправлению городом.

     - Какие кардинальные проблемы, по вашему мнению, требуют скорейшего решения?

     - По-прежнему нет права распоряжаться землями, собственность на которые не разграничена.  Считаю, что хозяином земли, на которой расположен городской округ, и должен быть  сам городской округ. Прецеденты есть: Хабаровск, Новосибирск. Хочу, чтобы мы стали следующими.
     Необходимо увеличить долю налоговых отчислений и сборов, которые собираются на территории муниципалитета в пользу самого муниципалитета. И активная работа в этом направлении уже начата.
Еще одна проблема – земли военведа. Зачастую мы не можем запланировать строительство детского сада или другого нужного для горожан объекта, произвести благоустройство на землях военведа (а их у нас на территории городского округа почти 50%), поскольку министерство обороны разрешения не дает, хотя земля и не используется. Проблема здесь - в эффективном использовании земли: не можешь пользоваться, значит, плати за это, как все, налог за землю. Разумеется, будем искать понимание со стороны вышестоящей власти.

     - Вы обозначили достаточно много проблем. Но близко ли до практического воплощения?

     -Уверен, что многие проблемы удастся решить. Дело во времени. Обозначенные проблемы объективны. Но нужен всесторонний анализ, исследование, поиск возможностей и людей, умеющих их решать. Причем, времени на раскачку нет.
Есть конкретные предложения относительно того,  как укрепить позиции местного самоуправления,  есть соответствующие структуры, которые обязаны принять соответствующие меры. Но еще раз повторю: решить проблемы с наскока не получится. Хочу применить проектно-целевой метод, которым пользовался ранее, и который принес положительные результаты.
     Многому предстоит научить конкретных исполнителей. Многому предстоит научиться самому – только опыта руководства учебным заведением для главы городского округа, к сожалению, недостаточно. Мы с коллегами уже начали работу, приступили к всестороннему анализу. Предшественниками построен хороший фундамент. Теперь необходимо его укрепить и продолжать на этой основе развивать, строить нашу Читу, делая ее более современным, комфортным для жизни городом.

Беседовала Лариса Семенкова

Календарь

  • Январь
  • Февраля
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • `17
  • `18
  • `19
  • `20
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526
27
2829 
ответы на вопросы
Законодательное Cобрание в Законодательное собрание в VK Законодательное собрание в twitter Законодательное собрание в facebook Законодательное собрание в instagram

КАРТА САЙТА