Основные полномочия Законодательного Собрания Забайкальского края
Федеральный закон от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
Статья 8. Основные полномочия законодательного органа субъекта Российской Федерации
1. Законодательный орган субъекта Российской Федерации:
1) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иной порядок принятия конституции субъекта Российской Федерации и поправок к ней не установлен конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;
2) обладает правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;
3) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;
4) заслушивает ежегодный отчет о результатах деятельности высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным органом субъекта Российской Федерации, представленный высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации или председателем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации;
5) заслушивает информацию о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяет порядок участия в заседаниях законодательного органа субъекта Российской Федерации руководителей исполнительных органов субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 7 статьи 11 настоящего Федерального закона;
6) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
2. Законом субъекта Российской Федерации:
1) утверждаются бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации или председателем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации;
2) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации;
3) утверждается порядок осуществления стратегического планирования в субъекте Российской Федерации;
4) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах устанавливаются, вводятся в действие (прекращают действие) налоги и сборы, определяются налоговые ставки (ставки сборов), порядок и сроки уплаты налогов, сборов, устанавливаются (отменяются) налоговые льготы (льготы по сборам) и (или) основания и порядок их применения;
5) утверждаются бюджет территориального государственного внебюджетного фонда субъекта Российской Федерации и отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда субъекта Российской Федерации;
6) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе акциями (долями участия, паями) субъекта Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах организаций;
7) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации;
8) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта Российской Федерации;
9) устанавливаются порядок проведения выборов в законодательный орган субъекта Российской Федерации, порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации либо порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации депутатами законодательного органа субъекта Российской Федерации;
10) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения;
11) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, осуществляется наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации;
12) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.
3. Постановлением законодательного органа субъекта Российской Федерации:
1) принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;
2) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;
3) назначаются выборы в законодательный орган субъекта Российской Федерации, выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации либо оформляется решение об избрании высшего должностного лица субъекта Российской Федерации депутатами законодательного органа субъекта Российской Федерации;
4) назначается референдум субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации;
5) оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, а также решение о недоверии (доверии) руководителям исполнительных органов субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный орган субъекта Российской Федерации принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;
6) утверждается соглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации;
7) одобряется проект договора о разграничении полномочий;
8) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению законодательного органа субъекта Российской Федерации.
4. Законодательный орган субъекта Российской Федерации в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации:
1) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации, исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации;
2) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Устав Забайкальского края
Статья 29
1. Законодательное Собрание края осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Уставом и законами края.
2. За Законодательным Собранием края закрепляются следующие полномочия:
1) законодательные;
2) контрольные;
3) участие в формировании Правительства края, государственных органов края.
Статья 30
Законодательное Собрание края:
1) принимает Устав и поправки к нему;
2) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения края и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий края;
21) обладает правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;
3) назначает краевой референдум в случаях, предусмотренных законом края;
4) назначает выборы в Законодательное Собрание Забайкальского края, выборы Губернатора Забайкальского края;
5) утверждает соглашение об изменении границы края, одобряет проект договора о разграничении полномочий;
6) утратил силу. - Закон Забайкальского края от 04.06.2012 № 671-ЗЗК;
7) вправе выразить недоверие Губернатору края в случаях, установленных федеральным законом;
8) утратил силу. - Закон Забайкальского края от 02.05.2017 № 1463-ЗЗК;
9) рассматривает и утверждает бюджет Забайкальского края (далее также - бюджет края) и отчет о его исполнении;
10) рассматривает и утверждает бюджет территориального государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении;
11) заслушивает ежегодные отчеты Губернатора края о результатах деятельности Правительства Забайкальского края, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием края;
111) заслушивает информацию о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Забайкальском крае, определяет порядок участия в заседаниях Законодательного Собрания края руководителей исполнительных органов края в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации публичной власти в субъектах Российской Федерации;
112) утратил силу. - Закон Забайкальского края от 08.07.2022 N 2091-ЗЗК;
12) по представлению Губернатора края согласовывает назначение на должность отдельных членов Правительства Забайкальского края;
13) вправе выразить недоверие члену Правительства края, в согласовании назначения на должность которого Законодательное Собрание края принимало участие;
14) утратил силу. - Закон Забайкальского края от 06.04.2021 № 1922-ЗЗК;
15) назначает на должность Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае;
151) назначает Уполномоченного по правам ребенка в Забайкальском крае;
16) утратил силу. - Закон Забайкальского края от 26.07.2021 № 1960-ЗЗК;
17) назначает на должность мировых судей Забайкальского края;
18) назначает на должность и освобождает от должности лиц, замещающих государственные должности в Контрольно-счетной палате Забайкальского края;
19) награждает наградами Забайкальского края, производит присвоение почетных званий Забайкальского края, присуждает премии и назначает стипендии, установленные законом края;
20) дает толкование настоящего Устава, а также законов края;
21) принимает Регламент Законодательного Собрания Забайкальского края (далее также - Регламент Законодательного Собрания края), решает вопросы внутриорганизационной деятельности Законодательного Собрания края;
22) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами края.
Статья 31
1. Законодательное Собрание Забайкальского края самостоятельно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за:
1) соблюдением и исполнением законов края, а также нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием края;
2) исполнением бюджета края, исполнением бюджета территориального государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования;
3) использованием внешних заимствований и ассигнований из федерального бюджета;
4) соблюдением порядка управления и распоряжения собственностью края, а также собственностью, переданной в управление органам государственной власти края.
2. Законодательное Собрание края осуществляет иные контрольные полномочия в соответствии с федеральными законами и законами края.
Закон Забайкальского края от 14 марта 2011 года № 477-ЗЗК "О Законодательном Собрании Забайкальского края":
Статья 26. Контрольные полномочия Законодательного Собрания Забайкальского края
1. Законодательное Собрание края самостоятельно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за:
1) соблюдением и исполнением Устава Забайкальского края и законов Забайкальского края, а также постановлений Законодательного Собрания края;
2) исполнением бюджета края, исполнением бюджета территориального государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования;
3) использованием внешних заимствований и ассигнований из федерального бюджета;
4) соблюдением порядка управления и распоряжения собственностью Забайкальского края, а также собственностью, переданной в управление органам государственной власти Забайкальского края.
2. Законодательное Собрание края осуществляет иные контрольные полномочия в соответствии с федеральными законами, Уставом Забайкальского края и законами Забайкальского края.
3. Контрольная деятельность Законодательного Собрания края осуществляется в следующих формах:
1) заслушивание (рассмотрение) отчетов, докладов;
2) рассмотрение докладов о деятельности Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае, Уполномоченного по правам ребенка в Забайкальском крае;
3) проведение "правительственного часа";
4) истребование информации;
5) заслушивание информации;
6) проведение депутатского расследования;
7) рассмотрение проектов государственных программ Забайкальского края и предложений о внесении изменений в государственные программы Забайкальского края (далее – проекты государственных программ).
Статья 27. Заслушивание (рассмотрение) отчетов, докладов
1. Законодательное Собрание края заслушивает (рассматривает) отчеты:
1) о результатах деятельности Правительства Забайкальского края за соответствующий год;
2) об исполнении бюджета края за соответствующий год;
3) об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования за соответствующий год;
4) о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Забайкальского края;
5) о соблюдении порядка управления и распоряжения собственностью Забайкальского края, а также собственностью, переданной в управление органам государственной власти Забайкальского края;
6) о деятельности Контрольно-счетной палаты Забайкальского края за соответствующий год.
11. Законодательное Собрание Забайкальского края заслушивает (рассматривает) сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Забайкальского края.
12. - Утратила силу.
2. Отчеты об исполнении бюджета края за соответствующий год, исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования за соответствующий год, а также иные отчеты в случаях, предусмотренных законами Забайкальского края, утверждаются законами Забайкальского края.
По результатам рассмотрения и обсуждения иных отчетов, докладов Законодательное Собрание края принимает постановление, которое направляется органу или должностному лицу, представившему соответствующий отчет, доклад в Законодательное Собрание края.
3. Порядок заслушивания Законодательным Собранием края отчета Губернатора края о результатах деятельности Правительства Забайкальского края за соответствующий год определяется Регламентом Законодательного Собрания края.
Статья 28. Рассмотрение докладов о деятельности Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае, Уполномоченного по правам ребенка в Забайкальском крае
Законодательное Собрание края ежегодно рассматривает доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае в соответствии с Законом Забайкальского края от 6 апреля 2021 года № 1923-ЗЗК "Об Уполномоченном по правам человека в Забайкальском крае", доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Забайкальском крае – в соответствии с Законом Забайкальского края от 31 октября 2013 года № 876-ЗЗК "Об Уполномоченном по правам ребенка в Забайкальском крае".
Статья 29. Проведение "правительственного часа"
1. Для обсуждения вопросов, относящихся к сфере деятельности исполнительных органов Забайкальского края, Законодательное Собрание края проводит "правительственный час".
2. Тема "правительственного часа" определяется Советом Законодательного Собрания края. Подготовку и проведение "правительственного часа" организует соответствующий комитет Законодательного Собрания края. Председатель комитета Законодательного Собрания края выступает с содокладом по теме "правительственного часа". По результатам проведения "правительственного часа" принимается постановление Законодательного Собрания края.
Порядок организации и проведения "правительственного часа" определяется Регламентом Законодательного Собрания края.
Статья 30. Истребование информации
1. В целях контроля за соблюдением и исполнением законов Забайкальского края, постановлений Законодательного Собрания края Председатель Законодательного Собрания края от имени Законодательного Собрания края вправе запрашивать и получать от Губернатора Забайкальского края, руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти, председателя Избирательной комиссии Забайкальского края, председателя иной избирательной комиссии, комиссии референдума, образованных для организации и проведения краевых и муниципальных выборов, референдумов, информацию об исполнении законов Забайкальского края соответствующими органами и должностными лицами по вопросам, входящим в компетенцию органов или должностных лиц.
2. В запросе о представлении информации должна содержаться формулировка вопроса, составляющего предмет контроля, а также должен быть приведен перечень документов и материалов, которые необходимы Законодательному Собранию края для осуществления контроля.
3. Орган или должностное лицо, которым направлен запрос, представляют соответствующую информацию не позднее 30 дней со дня регистрации запроса.
Статья 31. Заслушивание информации
1. По приглашению Законодательного Собрания края руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти выступает на заседаниях Законодательного Собрания края с информацией о деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти в Забайкальском крае и отвечает на вопросы депутатов Законодательного Собрания края с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне в порядке, определенном Регламентом Законодательного Собрания края.
2. По приглашению Законодательного Собрания края руководители исполнительных органов Забайкальского края, должностные лица местного самоуправления выступают на заседаниях Законодательного Собрания края и отвечают на вопросы депутатов Законодательного Собрания края с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне в порядке, определенном Регламентом Законодательного Собрания края.
Статья 32. Депутатское расследование
1. Депутатское расследование может быть назначено по требованию группы депутатов Законодательного Собрания края численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Законодательного Собрания края, депутатской фракции.
Постановление о назначении депутатского расследования принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания края.
Статья 32.1. Рассмотрение проектов государственных программ
1. Исполнительные органы Забайкальского края, являющиеся ответственными за разработку и реализацию государственных программ, одновременно с внесением проектов государственных программ на рассмотрение в Правительство Забайкальского края представляют их в Законодательное Собрание края для рассмотрения профильными комитетами Законодательного Собрания края.
2. Заключения профильных комитетов Законодательного Собрания края по проектам государственных программ направляются в Правительство Забайкальского края в срок не позднее 10 календарных дней со дня поступления указанных проектов государственных программ в Законодательное Собрание края.
3. Правительство Забайкальского края обязано рассмотреть заключения профильных комитетов Законодательного Собрания края по проектам государственных программ, содержащие замечания и предложения, и в срок не позднее 10 календарных дней со дня поступления указанных заключений уведомить Законодательное Собрание края о результатах рассмотрения.
4. В случае непредставления в Правительство Забайкальского края заключения профильного комитета Законодательного Собрания края по проекту государственной программы в установленный частью 2 настоящей статьи срок считается, что у Законодательного Собрания края по проекту государственной программы замечания и (или) предложения отсутствуют.